О празднование нового года!

Немного из истории «Нового Года» и о связи ёлки с Рождеством

Традиции «Нового года» и Рождественской ёлки очень тесно переплетены, потому что одно подменяло собой другое, истоки и того и другого одни и те же, а в нашей стране во времена СССР новый год и вовсе был попыткой полностью подменить собой те традиции празднования Рождества, которые к тому времени уже сформировались как светское мероприятие с небольшим религиозным подтекстом.

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова

Дополнительно, царь потребовал пышно праздновать это событие, перед воротами богатых домов и по большим улицам ставить украшенния из сосновых или можжевеловых веток.

Много позже, в 1817 году жена великого князя Николая Павловича (будущего Николая I), бывшая немецкая принцесса и будущая российская императрица Александра Федоровна, поставила рождественскую елку в своих покоях, так же как делала это на родине.

24 декабря 1817 года по её инициативе впервые была устроена домашняя ёлка в личных покоях императорской семьи, Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.

До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением

Святейший Синод осуждал неправославный обычай и в 1880-х годах регулярно издавал указы, запрещавшие устанавливать елки в опекаемых им школах и гимназиях, определяя традицию как «не соответствующую воспитательным целям» и попросту называя все это «бесовскими игрищами».

В постановлении Синода от 1916 года, изданном во время войны России с Германией, указывалось, что отношение православной церкви к новой традиции всегда оставалось несколько настороженным, как к иноземному и, в своих истоках, языческому обычаю.

Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени. Рождественская ель восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии — театрализованной постановки, посвящённой истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы.

В качестве декорации, учитывая зимнее время, использовали хвойное дерево, которое украшали яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символ гостии — причастия и искупления). Реквизит и образы этой мистерии, аналогично рождественскому вертепу, внедрились в домашний обрядовый обиход.

Однако ещё дальше история этого явления глубоко укореняется в кельтских языческих ритуалах, связанных с принесением жертв духам перед старой елью в лесу, отголоском чего являются и ёлочные украшения, напоминающие внутренности жертв, которые развешивались на ели для задабривания духов.

У германцев исторически существовал праздник Йоль, связанный с зимним солнцестоянем.

Во время его празднования, дети ходили из дома в дом с подарками в виде яблок с гвоздикой (современное рождественское украшение в Европе «Помандер», от франц. «душистое яблоко») , которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.

По традиции, проводились пение языческого гимна, благословение деревьев, … , украшение йольского дерева, обмен подарками.

Европейская традиция подавать рождественскую ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана.

Это очень беглый обзор, но даже здесь уже можно задать вопрос, а нужно ли это христианам? Думаю, ответ очевиден.

Теперь давайте послушаем, что Господь говорит об этом мире, его традициях и как Он на это смотрит:

[8] «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. –

[9] Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших.

(Исаия 55:8-9)

Можно ли совместить мир и Христа, надо ли стараться «быть как все, чтобы угодить всем»?

[3] Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению.

[4] Поэтому они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

(1. Петра 4:3-4)

Да, тех кто берёт на себя смелость назвать язычество язычеством и отказывается, к примеру, от дружных «посиделок» под водочку в Рождественский пост — их злословят даже родственники. Обвиняя в ханжестве, высокомерии и фанатизме.

[24] Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а другим – пренебрегать. Не можете служить Богу и мамоне.

(От Матфея 6:24-25)

Этот мир поклоняется сатане. Господь говорит, «Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает. (От Луки 11:23)»

Кто хочет быть «хорошим» и для Бога и для мира — не устоит. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (От Луки 6:26)»

[15] Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

[16] Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего.

[17] И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

[18] Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.

[19] Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через это открылось, что не все наши.

(1. Иоанна 2:15-19)

[4] Прелюбодействующие! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

[5] Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «До ревности любит Дух, живущий в нас»?

(Иакова 4:4-10)

[1] Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

[2] о горнем помышляйте, а не о земном.

[3] Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

(К Колоссянам 3:1-3)

Да, неприятно, когда нас считают не современными, зашореными, как модно теперь говорить «нетолерантными». Но это потому, что люди этого мира смотрят через кривое зеркало греха на всех и всё. Вся эта якобы «мудрость» этого мира сгинет навечно в своё время.

(1. Коринфянам 1:18-20)

[18] Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.

[19] Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну».

[20] Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

[18] Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

[19] Ибо мудрость мира сего – безумие пред Богом, как написано: «Уловляет мудрых в лукавстве их».

[20] И еще: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны».

(1. Коринфянам 3:18-20)

«Святые отцы»

Старец Паисий Святогорец

«Величайший враг нашей души, враг больший, чем даже диавол, это мирской дух. Он сладко увлекает нас и навеки оставляет нас с горечью… В нашу эпоху в мир вошло много мирского, много духа мира сего. Это «мирское» разрушает мир. Приняв в себя мир сей, (став изнутри «мирскими»), люди изгнали из себя Христа…

Под властью диавола находится тот, кто порабощен суетой. Сердце, плененное суетным миром, удерживает душу в состоянии неразвивающимся, а ум – в помрачении»

 

Старец Арсений Минин

«Если сердце человека прилагается к суетным вещам века сего, то уже он не раб Божий, а раб мира, и вместе с ним осудится»

 

Святитель Тихон Задонский (1724-1783):

 

«Что вода мимотекущая, то и житие наше, и все в житии случающееся… Был я младенец. И миновало то. Был я отрок, и то прошло. Был я юноша, и то отошло от меня. Был я муж совершенный и крепкий, минуло и то. Ныне седеют власы мои, и от старости изнемогаю, но и то проходит, и к концу приближаюсь, и пойду в путь всея земли… Родился я на то, чтобы умереть. Умираю ради того, чтобы мне жить… Поскольку временное жите наше непостоянное и все в нем переменяется и проходит, то не должно нам к временным и мирским вещам прилепляться, но со всяким усердием вечной жизни и оных благ искать, о горнем помышлять, а не о земном (Кол.3, 2).

Жизнь наша в этом мире – не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку.

Земная жизнь наша есть не иное что, как непрестанное и безпрерывное приближение к смерти».

Надо ли нам надеятся на людей, на государство, на обычаи и традиции этого мира, могут ли они нам помочь?

Вот что говорит Писание:

(Иеремия 17:5) Так говорит Господь: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой и которого сердце удаляется от Господа

Вот так сурово говорит Господь. Но есть путь, который прост и понятен и доступен всякому:

Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. (Псалтирь 54:23)

[28] Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас;

[29] возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим,

[30] ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

(От Матфея 11:28-30)

Аминь.